• Facebook
  • VKontakte
  • LiveJournal
  • Журнал в социальных сетях:
  • Официальный сайт журнала
logo-rjps-v1-3

 

Внимание! Сайт находится на реконструкуции.

 

О журнале

«Философские науки» – научный образовательный просветительский журнал по философии и социально-гуманитарным наукам. Статьи посвящены как классическим темам, так и актуальным проблемам современности. Авторы журнала – сотрудники научно-исследовательских институтов РАН и ведущих вузов. Подробнее...

Контакты

По вопросам сотрудничества обращайтесь, пожалуйста, по адресу: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

По вопросам подписки, приобретения архивных номеров, получения доступа к статьям – This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Статьи, предлагаемые для публикации, можете отправлять по адресу: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Академия гуманитарных исследований

Академия гуманитарных исследований — негосударственное некоммерческое научное учреждение. Основано в 1995 году с целью объединения исследовательских усилий известных российских и зарубежных ученых, работающих в различных областях гуманитарного знания, а также экономики и экологии.
Подробнее...

 


Читайте в новом номере:

Философские науки. 2018. № 4

 

Барлыбаев Х.А. Армянская «революция» в контексте солидарологии

В статье рассматриваются логические и исторические связи между развитием солидарных отношений, исследуемых солидарологией, и процессами революционного характера, происходившими в Республике Армения весной 2018 г. Эти связи обусловлены тем, что квинтэссенцией исследований теории солидарологии является вывод о необходимости, в противовес к конфликтам, приоритетного развития элементов солидарности в общественных отношениях и обеспечения их преобразований мирными способами. Так называемые «революционные» процессы в Армении имели мирный, ненасильственный характер, поэтому в сущности они не были революционными в традиционном смысле этого понятия, а служили импульсом для развития прогрессивных эволюционных преобразований в стране по законам солидарологии. Главный довод в пользу такого утверждения: в этих событиях не было пролито ни одной капли крови, не замечено никакого насилия над личностью и коллапса общественной жизни в целом, большинство решений было принято на компромиссной основе, никого не подвергли политической репрессии ни со стороны дореволюционных» властей, ни со стороны «победителей» в противостоянии. Поэтому армянская «революция» в силу своей специфичности нуждается в особом научном, социологическом, историческом, олитологическом, культурологическом, философском анализе и художественном отражении.

 

Олейников Ю.В. Верификация революционных прозрений К. Маркса

Практика социальной революции в России и других странах в ХХ в. показала незрелость пролетариата как субъекта, способного обеспечить целенаправленный переход человечества от предыстории к подлинной истории. Это объясняется не только отсутствием объективных условий для овладения пролетариатом подлинно революционной теорией, но и сокращением его численности и роли в историческом процессе в связи с вытеснением в процессе производства живого труда машинами. Предпринятый Марксом в середине ХIХ в. анализ тенденций развития производительных сил на базе достижений науки и их материализации в технике и технологиях, позволяющих использовать природные процессы в качестве агентов труда, дал Марксу основание для предсказания некоторых направлений самоотрицания основных атрибутов классического капитализма, характерных для эпохи индустриального общества. Трансформации посткапиталистического общества, обусловленные революционным процессом замены механической машинной техники новыми NBIC-технологиями, ставшие реальностью в ходе развертывания научно-технической революции, подтверждают правоту Маркса об объективном процессе самоотрицания капитализма и неотвратимости коренных социальных преобразований бытия современного постиндустриального общества.

 

Хоннет А. Мораль в «Капитале». Попытка пересмотра марксистской критики политической экономии / пер. с нем. Е.И. Коростиченко

В своей статье современный немецкий философ, представитель Франкфуртской школы Аксель Хоннет вслед за ведущими теоретиками западного марксизма признает существенное различие между историко-политическими сочинениями Маркса и его поздними экономическими работами. Специфику этого глубокого расхождения А. Хоннет обнаруживает в том, что при объяснении социальных процессов в этих двух типах своих сочинений Маркс использует разные категории временности, а также применяет различные теории действия. Автор наглядно показывает, что в историко-политических сочинениях Маркса моральные намерения коллективных акторов имеют решающее значение для социальных действий, в то время как в более поздних работах по политэкономии они уже не играют никакой роли, поскольку там все процессы развития общества объясняются в рамках экспансии логики капитала. Выводы, сделанные из моральных аспектов коллективных действий в историко-политических сочинениях Маркса, Хоннет использует в этой статье для концептуального расширения марксовского анализа капитала, основанного на «утилитарных предпосылках», что, по его мнению, можно характеризовать как чрезвычайно узкий подход. Хоннет убежден, что лишь при дополнении концептуальных основ «Капитала» социологическим контекстом становятся очевидными нормативные конфликты, сопровождающие капиталистическую деятельность. По его мнению, только при учете морали в политической экономии становится видимым фактор социальных противоречий во внутренних отношениях капиталистической рыночной экономики, что, как он считает, является необходимым шагом для построения любой практически ориентированной социальной теории.

 

Бессонов Б.Н. Карл Маркс. Его идеи и дела переживут века! Часть II

Среди неомарксистов выделяется «франкфуртская философско-социологическая школа», выступившая с претензией на восстановление аутентичного учения К. Маркса и его развитие применительно к реальной действительности XX в., в противовес ленинизму, восточному варианту марксизма, приспособленному Лениным для отсталых стран. Самые яркие представители этой школы – Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и др.
Одним из широко распространенных приемов «возращения» к аутентичному марксизму является противопоставление «раннего» и «зрелого» Маркса, так, в частности, Маркузе доказывает, что Маркс наиболее аутентично изложил свою гуманистическую теорию в «Экономическофилософских рукописях 1844 г.» и что в «Капитале» гуманистическая проблематика якобы отодвинута на второй план. Апеллируя к «молодому» Марксу, Маркузе подменяет реальные классовые противоречия в экзистенциалистском духе абстрактно-антропологическими противоречиями между сущностью и существованием человека. Он, в сущности, искажает понимание К. Марксом отчуждения, интерпретирует его как всечеловеческий, антропологический феномен и выводит из него «катастрофу человека». Будущее общество выводится им не из понимания Марксом сущности человека как совокупности общественных отношений, а из сущности человека, который воспринимается как изолированный, объективно ничем и никак не обусловленный субъект, что, безусловно, приводит к отказу от понимания К. Марксом (и марксизмом в целом) диалектики общества и личности, их развития и преобразования на базе объективных исторических закономерностей.

 

Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект: путь к будущему?

В статье анализируется история и перспективы развития искусственного интеллекта как научной дисциплины и технологии. Можно ли свести все интеллектуальные человеческие действия к алгоритмической процедуре и как найти мета-процедуру для частных алгоритмов? Ответы на эти вопросы и составляют, в первом приближении, историю искусственного интеллекта. Эта история движется циклически: то кажется, что не сегодня – завтра созданный искусственный интеллект решит все проблемы человечества, то что искусственный интеллект – всего лишь утопия. Сегодня у нас есть серьезные основания полагать, что в ближайшее время искусственный интеллект сможет действительно преобразовать человеческое общество. Главная причина новых возможностей искусственного интеллекта состоит в интеграции его приложений с современной цифровой техникой, интернет-технологиями и большими данными. В статье обсуждается вопрос о том, какие существуют социальные и экзистенциальные угрозы, связанные с революцией искусственного интеллекта. В статье подчеркивается, что позитивное использование методов искусственного интеллекта напрямую связано с нашим пониманием того, что есть человек. Таким образом, в реализации разработок искусственного интеллекта участие философии становится жизненно необходимым.

 

Войскунский А.Е., Солодов М.Ю. Познание и коммуникация – вызовы современности

В статье анализируется история развития Интернет-сервисов с точки зрения эволюции общественного запроса на цифровые средства познания и коммуникации. В современных условиях познавательные и коммуникативные функции ИКТ тесно переплетены, однако в прошедшие годы дело обстояло сложнее: подчиняясь общественному запросу либо опережая его, попеременно лидировали общедоступные коммуникативные или познавательные сервисы. При устойчивом спросе на развитие электронных посредников в общении, в последние десятилетия произошла своего рода «революция» в способах представления разнообразной информации и соответственно реализации познавательных потребностей общества. Главная особенность произошедших видоизменений в этой области – совершенствование и массовое применение гипертекстовых структур. В статье рассмотрены основные результаты психологических исследований использования гипертекстов и гипермедиа. Утверждается, что для лучшего понимания особенностей развития познавательно-коммуникативных процессов в современную эпоху и в ближайшем будущем необходима систематическая научная работа в рамках философской науки, а также в таких областях знания, как психология и педагогика.

 

Ершова Р.В., Алексеев А.Ю. II Международная конференция «Цифровое общество как культурноисторический контекст развития человека»

II Международная конференция «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека» проходила с 15 по 17 февраля 2018 г. на базе Государственного социальногуманитарного университета (Коломна); соорганизаторами конференции выступили Научный совет РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований, философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Университет Aix-Marseille (Франция), Академия гуманитарных исследований. В качестве информационного партнера выступил журнал «Философские науки».

 

Шуленберг У. 150 Years of Pragmatism

Прагматизм – философия практики, фокусирующаяся на динамическом характере социальных практик и материальной деятельности в конкретных исторических условиях. Это историцистская философия, в которой важное место занимают понятия процесса, прогресса, перехода и непредсказуемости изменений. Представители философии прагматизма, столь разные как Уильям Джеймс, Джон Дьюи и Ричард Рорти, предлагают антифундаменталистские варианты понимания прогресса: они хотят убедить нас в том, что мы должны стремиться достичь положения, при котором мы больше ничего не обожествляем и не ищем замены божественному. Чтобы придать привлекательность идее о постметафизической и подлинно гуманистической культуре, прагматисты продолжают наследие Просвещения. Статья поднимает вопрос о том, можно ли в этом контексте говорить о «прагматистском просвещении». Что означало бы это понятие? Каковы следствия идеи о том, что прагматизм, как философия практики или «натуралистический гуманизм» (Дьюи), может внести вклад в завершение проекта Просвещения?
Антифундаменталистское понимание прогресса Рорти находит выражение в стремлении создать «постметафизическую культуру», в которой особенности самосозидания могут сосуществовать с процессом достижения демократического консенсуса по вопросу о том, как максимизировать счастье и как развивать новые формы солидарности. Если мы хотим продолжить рассуждения Дьюи и Рорти о прогрессе и эмансипации, то нам не следует беспокоиться об аналитикоконтинентальных расхождениях или противоречиях. Следует сосредоточиться на наиболее убедительном и наиболее элегантном способе объединения аналитической философии, континентальной философии, интеллектуальной истории, литературоведения и американистики.