• Facebook
  • VKontakte
  • LiveJournal
  • Журнал в социальных сетях:
  • Официальный сайт журнала
logo-rjps-v1-3

 

Внимание! Сайт находится на реконструкуции.

 

О журнале

«Философские науки» – научный образовательный просветительский журнал по философии и социально-гуманитарным наукам. Статьи посвящены как классическим темам, так и актуальным проблемам современности. Авторы журнала – сотрудники научно-исследовательских институтов РАН и ведущих вузов. Подробнее...

Контакты

По вопросам сотрудничества обращайтесь, пожалуйста, по адресу: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

По вопросам подписки, приобретения архивных номеров, получения доступа к статьям – This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Статьи, предлагаемые для публикации, можете отправлять по адресу: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Академия гуманитарных исследований

Академия гуманитарных исследований — негосударственное некоммерческое научное учреждение. Основано в 1995 году с целью объединения исследовательских усилий известных российских и зарубежных ученых, работающих в различных областях гуманитарного знания, а также экономики и экологии.
Подробнее...

 


Читайте в новом номере:

Философские науки. 2017. № 11

 

Мариносян Т.Э. Имплозия образования

Сила идеологического взрыва начала прошлого века, приведшего к разрушению принципов структурно-матричного мышления, стандартно-стереотипного поведения, бесспорно, достигла также системы образования. Однако, по мнению автора, причиной начала серьезных изменений в сфере образования является не внешнее воздействие на систему образования. Внешние факторы воздействия, безусловно, способствовали коррозии оболочки системы образования, однако прорыв его «мантии» мог произойти благодаря центробежной силе аккумулировавшейся внутренней энергии. Границы замкнутого образовательного пространства оказались больше неспособны сдерживать критическую массу проблем, накопившихся в образовании. Имплозия образования – одной из наиболее инерционных социальных систем – оказалась неизбежной. Если преобразования, которые произошли в обществах европейских стран в Новое время, в частности, привели к переходу к новому типу университета, с новым содержанием при сохранении его старой формы, то наблюдаемые в настоящее время изменения, как в высшем, так и школьном образовании, свидетельствуют о постепенном разрушении формы учебных заведений, их как бы раскрытии изнутри. Тому свидетельство – облачные школы, перевернутые классы, перевернутое обучение (flipped classroom, flipped learning), МООК со своими образовательными ресурсами и методами обучения: Podcast, Vodcast, Pre-Vodcasting. Несмотря на критику со стороны представителей классической образовательной системы, популярность современных моделей обучения продолжает расти

 

Самарская Е.А. Политические идеологии и техника

В статье рассматривается вопрос о соотношении традиционных идеологий (обозначенных здесь как «частичные») и идеологий «тотальных». Традиционные идеологии ведут начало от буржуазных революций ХVIII – XIX вв., они выражают социальнополитические устремления определенных групп населения (консерватизм, либерализм, социализм). «Тотальными» мы назвали идеологии технократические, которые следуют направленности научно-технического прогресса и связанной с ним государственности. Частичные идеологии находятся в настоящее время в кризисе из-за распада социальных единств, которые исторически составляли фундамент демократического государства. «Тотальные» идеологии усиливаются по мере научно-технического прогресса, они могут быть анонимными (Хабермас: наука и техника как идеология), а могут представлять собой теорию того или иного автора. Они либо сосуществуют с традиционными идеологиями, оказывая на них определенное воздействие, либо стремятся к их вытеснению. Тотальные идеологии в форме науки и техники или в форме технократических теорий представляют собой мощный пресс, который давит на население, не давая ему возможности помыслить альтернативу существующему обществу (Г. Маркузе). Поставленные вопросы разбираются на основе анализа ранних технократических (Сен-Симон, Конт) и техницистских (Богданов) теорий, а также современных антитехнократических систем (Эллюль, Касториадис, Горц), авторы которых видят анонимную силу техники и административного государства острее, чем сами технократы.

 

Трубицын Д.В. «Законы эволюции природы и общества в процессе модернизации

Опираясь на результаты собственного исследования модернизации, автор анализирует законы социальной макроэволюции, сформулированные российскими учеными А.В. Коротаевым и Л.Е. Грининым. Выявляются как возможности, так и трудности их применения к проблеме модернизации как крупномасштабной социально-исторической трансформации. Анализируется понятие «ароморфоз», раскрываются противоречия мир-системного подхода в его применении к проблеме модернизации, рассматривается иерархия факторов социальной макроэволюции и критические положения в адрес классического эволюционизма как однолинейной модели истории. Автор отстаивает классический подход к модернизации и классические же принципы эволюционизма, что подразумевает относительную монолинейность исторического процесса, обнаруживающуюся в интенсификации взаимодействия природы и общества под действием стесненности в ресурсах, настаивает на более жесткой детерминации и более устойчивом проявлении законов общественного развития. Возражает против теоретического сужения модернизации до неоднократно происходящего в истории многих стран экономического, политического и культурного подъема.

 

Юлен М. Об истинной и ложной свободе в нейронауках / пер. с франц. А.А. Чикина

С точки зрения обыденного опыта человека, произвольное движение свидетельствует о его способности принимать решения, о его свободе воли. У нейронауки появились инструменты, которые позволяют проверить обыденную концепцию элементарной связи решения и его исполнения. С их помощью она демонстрирует, что вызывающие движение мозговые процессы могут предшествовать субъективному переживанию свободы воли. Однако нейронаучный эксперимент помещает субъекта в неестественную ситуацию, членит его на вызывающие интерес нервные механизмы, ограничивает его определенным количеством элементарных реакций. Клинические случаи, напротив, показывают, что человек никогда не сводится к набору функций, поскольку нарушение какой-либо из них затрагивает его как единство. По мнению автора, сопротивление этого единства психическому недугу служит подтверждением воли к жизни – истинной свободы воли.

 

Жирар Э. От высказывания к этике (Лиотар читает Левинаса) / пер. с франц. Е.Г. Рудневой

Статья представляет вниманию российского читателя опубликованную французским издательством «Вердье» работу ЖанаФрансуа Лиотара «Логика Левинаса», в которой автор оценивает значение этого философа. Рассматривая идею Левинаса о несоизмеримости Иного и Тождественного, его противопоставление высказанного и сказанного, Лиотар обращается к способности сказать (pouvoir-dire) посредством семантики, демонстрируя применимость этого понятия для разъяснения текста Левинаса. Таким образом, выстраиваются принципиальные оси диалога между Лиотаром и Левинасом и рассматривается, главным образом, роль лингвистического анализа в построении этики инаковости. Однако в антигегельянской позиции Левинаса по отношению к онтологической несоизмеримости Иного можно увидеть скрытые политические и религиозные подтексты. Исследуя эти подтексты, мы предприняли попытку показать, какое особое и противоречивое место занимает иудаизм в этической мысли этих двух философов.

 

Булавка-Бузгалина Л.А. Культура как потенциал модернизации

Автор показывает культурные смыслы модернизации социальной системы и доказывает, что главной стратегической задачей последней является решение задачи прогресса человеческих качеств, что предполагает развитие культуры как одну из своих фундаментальных основ. Прогресс культуры как важнейший фактор социальной модернизации в свою очередь основывается на решении задач разотчуждения, снятии тех узких рамок развития человека и общества, которые навязаны современной моделью глобализации. Предпосылками этого является преодоление отчуждения индивида от своей важнейшей социальной роли – субъекта общественных преобразований и от культуры, что должно базироваться как на освоении культурных ценностей, так и их сотворении.

 

Назмутдинов Б.В. Эволюция политических взглядов П.П. Сувчинского и евразийство 1920-х годов

Статья посвящена эволюции политических взглядов П.П. Сувчинского в период его участия в евразийском движении 1920-х гг. Особо исследуется роль Сувчинского в «кламарском расколе»: распад евразийского движения был связан не столько с организационными, сколько с идейными противоречиями. Обособление левого евразийства стало возможно благодаря радикализации доевразийских идей Сувчинского с одновременным отстранением от подчеркнутой роли религии, которое прежде сближало его с Н.С. Трубецким и П.Н. Савицким. Кроме того, произошел уход от проблемы «Востока», поскольку Сувчинский реанимировал свой интерес к «Западу». В отличие от «правых евразийцев» он следовал мысли, что евразийство «не дано, а задано», что оно представляет собой живую идею, раскрывающую себя во времени, а не набор основных догм раннего евразийства 1920-х гг. Началось то, что Н.С. Трубецкой впоследствии назвал «эстетизацией» политической позиции, использованием идей как палитры для собственного творчества. Идеология перестала восприниматься Сувчинским в «идеократическом» духе: как строгая система идей, доминирующая над практикой; автор стал апеллировать к историческому контексту развития идеологии. Подобное желание привело к первичному признанию status quo в СССР. В статье особо подчеркивается, что «левая», просоветская проблематика, отстаиваемая Сувчинским, в первой половине 1930-х гг. возобладала и в «правом» евразийстве.

 

Ермишин О.Т. П.П. Сувчинский, его издательские проекты и переписка с современниками

Статья посвящена П.П. Сувчинскому и его деятельности в 1920-е гг. Автор предлагаемой статьи анализирует статьи и письма Сувчинского, его влияние на развитие евразийского движения. По мнению автора, эстетические, литературные и историософские взгляды Сувчинского стали одним из факторов, определившим содержание евразийства. В письмах Сувчинский обсуждал содержание статей в евразийских изданиях, общее направление евразийского движения. В статье исследуется сотрудничество Сувчинского с различными учеными, которые писали для евразийских журналов и газет. Сувчинский занимался подбором авторов для евразийских изданий, стремился к тематическому разнообразию статей. В качестве примера приводится редакционная политика Сувчинского в журнале «Версты» и газете «Евразия». В журнале «Версты» Сувчинский объединил новую литературу Советской России и русского зарубежья. Кроме того, в двух статьях Сувчинский развил оригинальную историософию с интерпретацией русской революции и будущего развития России. В газете «Евразия» Сувчинский выразил свою политическую позицию. Он опирался на личное увлечение марксизмом и учением Н.Ф. Федорова, в которых видел перспективы для развития евразийства. В статье рассматривается переписка П.П. Сувчинского с Н.П. Оттокаром, который жил в Италии и писал об итальянской политике для газеты «Евразия». В статьях Оттокар анализирует итальянский фашизм, государственную и общественную жизнь Италии, союз итальянского государства и Ватикана. В приложении к статье опубликованы письма Оттокара к П.П. Сувчинскому.