• Facebook
  • VKontakte
  • LiveJournal
  • Журнал в социальных сетях:
  • Официальный сайт журнала
logo-rjps-v1-3

 

Внимание! Сайт находится на реконструкуции.

 

О журнале

«Философские науки» – научный образовательный просветительский журнал по философии и социально-гуманитарным наукам. Статьи посвящены как классическим темам, так и актуальным проблемам современности. Авторы журнала – сотрудники научно-исследовательских институтов РАН и ведущих вузов. Подробнее...

Контакты

По вопросам сотрудничества обращайтесь, пожалуйста, по адресу: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

По вопросам подписки, приобретения архивных номеров, получения доступа к статьям – This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Статьи, предлагаемые для публикации, можете отправлять по адресу: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Академия гуманитарных исследований

Академия гуманитарных исследований — негосударственное некоммерческое научное учреждение. Основано в 1995 году с целью объединения исследовательских усилий известных российских и зарубежных ученых, работающих в различных областях гуманитарного знания, а также экономики и экологии.
Подробнее...

 


Читайте в новом номере:

Философские науки. 2018. № 3

 

Лысенко В.Г. (составитель) Диалоги о сознании между Далай-Ламой и российскими учеными и философами

C 5 по 9 августа 2017 г. в Нью-Дели прошла первая международная конференция «Диалоги российских и буддийских ученых о природе сознания», организованная Центром тибетской культуры и информации, фондом «Сохраним Тибет» и Московским центром исследования сознания при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Представительная делегация российских ученых и философов выступила с докладами и провела серию дискуссий с Его Святейшеством Далай-ламой XIV, а также с буддийскими учеными и монахами. В докладах обсуждались особенности исследования сознания в российской науке прошлого и настоящего.

 

Дубровский Д.И. Буддизм и наука. Круглый стол. Москва. Институт философии РАН, 31 октября 2017 г.

Участники Круглого стола: Тэло Тулку Ринпоче, К.В. Анохин, Ю.И. Александров, Д.И. Дубровский, В.Г. Лысенко, А.А. Терентьев, Т.В. Черниговская, М.В. Фаликман и др.
Проблема сознания приобретает все большую актуальность и остроту в связи с нарастанием глобального кризиса нашей потребительской цивилизации. Разработка этой проблемы становится, без преувеличений, первостепенной, стратегической задачей научного познания. Для этого требуется более глубокое осмысление теоретико-методологических вопросов исследования сознания, объединение усилий многих дисциплин естественнонаучного и социогуманитарного профиля, а тем самым решение вопросов междисциплинарного характера. Важное значение при этом имеет понимание тесной связи философских и научных аспектов проблемы, учет различных философских направлений и подходов в изучении сознания, сопоставление опыта западной и восточной философской мысли. В этом отношении большую ценность для современных научных исследований представляет тысячелетний опыт философии буддизма в области медитативных практик, осмысления психологических, феноменологических и эпистемологических вопросов изучения сознания, многочисленные труды Его Святейшества Далай-ламы, который не только призывает ученых к сотрудничеству, но и активно его организует.

 

Лысенко В.Г. Какая философия может послужить мостом между наукой и буддизмом? Российский подход

В статье проводится мысль, что мостом между современным научным знанием и буддизмом может послужить межкультурная философия – новый вид философского дискурса, формирующийся в эпоху глобализации на основе поликультурного образования. Важную предпосылку межкультурной философии автор видит в признании принципиальной возможности для индивида, группы или общества творчески развивать собственную культурную идентичность путем включения в нее инокультурного опыта. Отношение между разными культурными опытами должно быть не иерархическим (когда один полагается главным, а другой подчиненным), не взаимоисключающим, а взаимодополнительным. В статье анализируются разные модели «межкультурной философии», которые автор находит у российских исследователей буддийской философии: Ф.И. Щербатского (1866–1942), его ученика О.О. Розенберга (1888–1919) и современного российского философа А.М. Пятигорского (1929–2009). Западные нейроученые, включая их российских коллег, проявляют большой интерес к исследованию практик индийских йогов и буддийских медитаторов методами современной науки. Исследования показывают, что эти практики вызывают изменения структуры мозга. Автор считает, что понимание этих изменений возможно только на пути конвергенции западных и буддийских, индийских теорий сознания. Важную роль в интеграции последних в структуру современного научного знания на Западе играет сотрудничество между нейроучеными и философами-буддологами (Д. Данн, Д. Дрейфюс, геше Тхуптен Джинпа, Э. Томпсон, М. Битбол, Д. Гарфильд и многие другие). Концепции российских философов-буддологов, проанализированные в данной статье, тоже могут послужить разработке современных исследовательских стратегий в отношении сознания.

 

Дубровский Д.И. Перспективы нейронаучных подходов к проблеме сознания (в связи с нарастанием глобального кризиса земной цивилизации)

Глобальный кризис земной цивилизации неуклонно нарастает. Необходимым условием его преодоления является изменение массового сознания, таких его негативных свойств как неуемное потребительство, агрессивность, чрезмерный эгоизм. Как подчеркивает Далай-лама: «Мы остро нуждаемся в фундаментальном изменении человеческого сознания». По его словам, в решении этой проблемы важное значение приобретает наука, в частности нейронаука. В этом плане рассматриваются результаты и перспективы современной нейронауки в исследованиях сознания, в преодолении теоретических трудностей, стоящих на этом пути. Автором предлагается информационный подход для теоретического решения основных вопросов проблемы «Сознание и мозг» и развития того направления нейронауки, которое называется «Чтением мозга» (оно занимается расшифровкой мозговых кодов психических явлений). Необходимым условием этих исследований является разработка феноменологии субъективной реальности. Это предполагает широкое использование богатейшего феноменологического и медитативного опыта буддизма. Информационный подход позволяет теоретически объяснить феномен ментальной причинности способности произвольного управления собственным сознанием. В этом отношении исключительное значение приобретает разработанная Далай-ламой система общечеловеческой этики. Она включает принципы нравственного самосовершенствования, которые способствуют «взращиванию сострадания», «душевной доброты», искоренения «безудержной алчности и агрессивности».

 

Фаликман М.В. Медитация как культурная практика: взгляд с позиций культурнодеятельностного подхода

В статье обсуждаются проблемы, связанные с исследованиями медитации, результаты которых предлагается проанализировать с позиций культурно-деятельностного подхода в психологии. В связи с этими исследованиями ставится проблема внимания и его статуса как самостоятельного психического процесса. Данная проблема в истории психологии отразилась в различении двух классов теорий внимания: «теорий причины» и «теорий эффекта», которые рассматриваются, в том числе, через призму анализа перцептивной деятельности человека на основе психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и физиологии активности Н.А. Бернштейна. «Теории причины» и «теории эффекта» анализируются как теоретически, так и с опорой на эмпирические исследования феномена «мигания внимания». Феномен «мигания внимания», описанный в когнитивной психологии 25 лет назад и представляющий собой закономерную ошибку внимания в условиях быстрой смены зрительных стимулов, стал плацдармом для столкновения самых разных теорий и моделей внимания, а также, наряду с другими феноменами перцептивного внимания, объектом пристального интереса исследователей медитации и практик осознанности. Сопоставляются факты уменьшения эффекта «мигания внимания» вследствие переструктурирования перцептивной активности субъекта и аналогичные факты уменьшения этого эффекта по результатам интенсивного опыта медитации. Ставится вопрос о характере внутренних культурных средств, стоящих за практиками медитации.

 

Вдовиченко А.В., Маслобоева О.Д., Маслова А.В., Твердынин Н.М. Социальное государство в поисках оптимальной модели развития человека

В обзоре анализируется основное содержание докладов, прозвучавших на III международной научной конференции «Национальная стихия творчества: время и трансгрессия», которая проходила с 14 по 16 июня 2017 г. в Санкт-Петербурге. В конференции приняли участие более 50 ученых из России, Украины, Казахстана, которых объединяет интерес к исследовательскому полю трансгрессии и национальной стихии творчества. В обзоре проанализированы идеи, прозвучавшие на пленарных заседаниях и на секциях конференции: «Метафизические основания творческого процесса», «Смысловая стихия художественно-эстетического творчества», «Творчество в измерениях национального самосознания и исторической стихии». В докладах, представленных на конференции, изложены результаты исследований, выполненных в контексте философии творчества и смежных областей, в том числе политологии, социологии, культурологии, сравнительной психологии, лингвистики и других научных направлений.

 

Лисанюк Е.Н. Философская пропедевтика с элементами логики, со вкусом неокантианства

Рецензия на книгу: Адольф Тренделенбург. Элементы логики аристотеля / пер. с древнегреч., лат., нем. Б.А. Фохта, А.Г. Вашестова; предисл. М.Р. Дёмина, под общ. ред. Н.М. Дмитриевой. – М.: Канон+, 2017. – 335 с.

 

Акопов С.В. От «мужества надежды» к философской вере

Рецензия на книгу: A World Beyond Global Disorder. A Courage of Hope / ed. by E. Demenchonok, F. Dallmayr. – Cambridge Scholars Publishing: Newcastle upon Tyne, 2017. 360 р.