Print

  ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ
  Гендерные исследования  
ГОВОРИТЬ О СЕБЕ: К ВОПРОСУ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И УМАЛЧИВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ ГОВОРЯЩЕГО
Т.В. ЗБОРОВСКАЯ

 

Аннотация
В современном обществе все более заметно, как человеку, вынужденному выбирать между категориями мужского и женского, не вписываясь до конца ни в одну из них, приходится выходить за рамки общепринятой модели, поставив под вопрос картину мира того социума, в котором он существует. Учитывая, как тесно связана в сознании человека последняя с лингвистическим инструментарием, обеспечивающим ее воспроизведение, в зависимости от лингвокультурной среды найти подходящие слова, чтобы заявить о своей идентичности, затруднительно, подчас невозможно, или же они долгое время остаются на уровне новояза. Но даже если язык все же позволяет ускользнуть из-под гнета установленных рамок, всегда ли это будет выбором в свою пользу?

Ключевые слова: гендерная идентичность, язык, трансгендерность, гетеронормативность, дефектное общение.

Summary
It becomes increasingly noticeable in the modern society how people not fitting the categories of male and female are forced to choose between the two and have to go beyond the framework of the generally accepted model questioning the worldview of the society they exist in. Taking into account how closely connected this view is with the linguistic instruments providing its reproduction, it is difficult and sometimes impossible for them to find the right words, which sometimes stay on the level of newspeak for a long time, to declare their identity depending on the linguo-cultural environment. But even if the language allows to escape the pressure of the framework set, will it always be the choice made in one’s own favor?

Keywords: gender identity, language, transgender, heteronormativity, defective communication.


Зборовская Т.В. Говорить о себе: к вопросу об утверждении и умалчивании идентичности говорящего // Философские науки. 2013. № 9. С. 133 – 140.

Zborovskaya T.V. Talking about Myself: On the Question of Assertion and Reticence of Speakers’ Identity // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2013. № 9. P. 133 – 140.

 

 

Оно существует, скажем, в качестве бытия, которое не есть то, чем оно является, и есть то, чем оно не является. Оно существует, поскольку, какими бы ни были подводные камни, которые возникают, чтобы заставить его сесть на мель, проект искренности по крайней мере мыслим... Оно есть, поскольку оно появляется в условии, которое оно не выбирало.

Жан-Поль Сартр. Бытие и ничто

 

Само понятие «транссексуальный переход» для меня весьма неоднозначно из-за того, что оно является частью дискурса, построенного на двоичности гендера, а это как раз то, с чем мне некомфортно существовать.

Лана Вачовски

 

На наших глазах современное общество становится все более разнообразным – вернее, все явственнее проявляет свое многообразие, обращаясь к различным группам меньшинств и стремясь интегрировать их в структуру общества. Защита основных прав и свобод человека, движение за права чернокожих, политика мультикультурализма, инклюзивное образование и движение за права людей с ограниченными возможностями, наконец, движение за права сексуальных и гендерных меньшинств ставят целью показать, что каждый член общества имеет право на собственную идентичность, равноценную с идентичностью остальных его членов, в каком бы отношении эта идентичность не определялась: расовом, этническом, культурном, религиозном, гендерном и далее. На протяжении последних ста лет все более заметным – вначале как объект изучения и исследования этнографии и медицинских наук, затем, по мере депатологизации, и как полноценный член общества – становится человек, который, оказавшись зажатым между двумя полюсами господствующей в западных обществах гетеронормативной модели, полюсом мужским и полюсом женским, вынужден выбрать одну из этих двух категорий и постараться вписаться в нее. Для этого у него есть несколько способов: либо развивать недостающие качества и подавлять в себе те, что не сочетаются со сложившимся в массовом сознании идеальным образом, либо выйти за пределы общепринятой модели и на свой страх и риск пойти путем, отличным от протоптанных другими членами общества дорожек: выбрать третье, иное, нечто среднее, отказаться от обоих ярлыков сразу, поставить под вопрос структуру общества и в более широком смысле – картину мира того социума, в котором существует. Мы остановим внимание именно на том, как в общении с другими утверждает свою идентичность человек, который в ситуации, где доминирует представление о «природной двойственности» пола (в кавычках, так как в действительности природа предполагает редкое, но неизменно стабильное существование иных вариантов) и вытекающей из нее двойственности психологического пола (гендера), определяет себя за рамками традиционных категорий «мужского» и «женского» как трансгендер.

Насколько нам известно, эта тема не рассматривалась наукой в подобном преломлении, однако в последнее время к вопросу идентичности человека все чаще обращаются через междисциплинарный подход. Нам представляется, что (само-) определение человека в социуме можно в значительной степени изучить сквозь призму языковой картины мира членов конкретного общества, находящихся по разные стороны некоторой важной стереотипной черты в массовом сознании. Отечественная школа психолингвистики и в частности разрабатываемое в ней упорядочение языковой картины мира в ходе свободных и несвободных ассоциативных экспериментов, результаты которых находят отражение в Русском ассоциативном словаре, предоставляют уникальную возможность напрямую выявить социокультурные корреляты в сознании человека. В соприкосновении с традиционным описательным языкознанием, которое фиксирует степень детерминированности языков по роду, представляется возможным пролить свет на то, как существование индивида в условиях определенной языковой среды может влиять на его психологический и социальный статус.

Меньшинство, по определению Луиса Вирта, есть «группа людей, выделяющихся в обществе своими физическими или культурными свойствами, из-за которых они испытывают ущемление и неравенство, и которые, таким образом, определяют себя как предмет коллективной дискриминации»1. Качества личности, по которым тот или иной член общества идентифицирует себя, уже присущи ему как данность: себя не выбирают; и он определяет себя, соотнося себя с другими в своей человеческой реальности. Он может лишь выбирать, какие качества будут выходить в его идентичности на первый план, а какие – на второй, и какая часть его идентичности будет публичной, а какая останется глубоко личной. Открытые проявления дискриминации же чаще всего начинаются с нарушения общения, с формирования негативных, отчуждающих установок, с открытых словесных обид. Таким образом, в противовес риторике ненависти начинает складываться понятие политической корректности как инклюзивного, или нейтрального, языка (inclusive/neutral language)2. Нейтральный язык вбирает в себя различные проявления человеческой личности, поскольку не позволяет говорящему эксплицитно выражать в речи категоризацию мира, существующую в его языковом сознании, и переносит акцент с идентичности человека на его функцию, не позволяя таким образом исключать из общества лиц по их характеристикам или как-либо выделять их из общего числа, исходя из неких признаков или свойств личности. Эта коммуникативная установка основывается на гипотезе Сепира-Уорфа, согласно которой категории языка, существующие в сознании человека, определяют понятия и действия говорящего. Психолингвистика, исследуя связь языка и мышления и разработав понятие языковой картины мира, дает возможность рассмотреть как лингвистический инструментарий, обеспечивающий воспроизведение и передачу существующих категорий, норм и ценностей в обществе, делает позиционирование себя как носителя нестандартной гендерной идентичности затруднительным, подчас невозможным. Во многих случаях найденные языковые средства остаются на уровне новояза, изобретаемого локально самим человеком, не вписывающимся в установленные рамки, и не находят массового употребления.