• Facebook
  • VKontakte
  • LiveJournal
  • Журнал в социальных сетях:
  • Официальный сайт журнала
logo-rjps-v1-3

Философские науки – 1/2014


  ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИКА
  Вопросы государственного строительства  
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Предлагаем вниманию читателей новый исследовательский проект, цель которого состоит в том, чтобы проанализировать идеологическую ситуацию в российском обществе, ее обусловленность, с одной стороны, социально-политическими условиями, которые в нем складываются, а с другой – взаимоотношением этих предпосылок с аналогичными процессами в других странах, влиянием идеологий извне на идейно-культурную ситуацию в стране.

Интерес к идеологическим вопросам в современной общественной мысли в последнее время неизменно растет. Сформировались и стали активно проявлять себя в мире новые неклассические идеологии. Поэтому в нашем проекте в первую очередь речь пойдет о так называемых «мягких идеологиях», которые, как полагают некоторые исследователи, нацелены на Россию. «Мягкая идеология», по их мнению, – это идеология демобилизации нации, цель которой – всячески содействовать росту апатии, безверия, индивидуализма и потребительских настроений. Сегодня в центр идеологического давления на Россию вновь выдвигается конструкция «цивилизация – варварство», согласно которой априори признается, существование евро-американской цивилизации как единственно правильной и универсальной.

Еще один аспект заявленной темы, который нужно внимательно изучать сегодня – это «киберлиберализм» и новые формы диссидентского движения, порождаемые им. Интернет давно потерял свою информационную нейтральность. Западная модель развития сегодня в стране ложится на хорошо расчищенную от самобытности почву. Чтобы определиться с путем и целями развития, стране жизненно необходимо обрести, наконец, свою идентичность на основе собственных культурно-исторических ценностей.

Другая проблема, поставленная в исследовательском проекте, заключается в современной интерпретации идеологии для нашей страны. Именно отсутствие новой национальной идеологии в течение последних двух десятилетий обусловливает высокий уровень разорванности, расстыковки между повседневной практикой власти, ее постоянными уверениями в улучшении общего положения дел в стране и повсеместным ощущением неблагополучия, тупика и регресса.

[18]

Необходимо посмотреть на идеологию как на средство, которое обеспечивает интегративный характер российского государства, как на сложный, многоплановый феномен, организующий социальную жизнь. Стремление к единству, солидарности, справедливости исторически возникает у русских, всего российского многонационального народа вынужденно: из стремления к выживанию в сложнейших природно-климатических и социально-исторических условиях. В своем недавнем выступлении на Валдайском форуме Президент РФ говорил о том, что вопрос обретения и укрепления национальной идентичности, новой национальной идеологии действительно носит для России фундаментальный характер.

Возможность создания такой идеологии – предмет особого исследовательского интереса. У процесса обретения Россией современной идеологии существует и философская сторона. Известно, что в российском обществе отсутствует общенациональное согласие по ключевым вопросам дальнейшего совершенствования государственного устройства, развития общества в целом. Здесь мы имеем дело с самым настоящим идеологическим, политическим и психологическим тупиком, из которого нет прямого выхода. Встает проблема диалога и той роли, которую может сыграть здесь философия. В проводимом исследовании делается попытка ввести понятие публичной философии. Именно при отсутствии полноценного диалога между профессиональной философией и многочисленными политическими практиками формируется поле применения особого рода публичной философии, «заточенной», как говорят сегодня, на дискуссию между всеми участвующими в ней политическими субъектами, которые обращаются к текстам профессиональной философии в поисках решений волнующих их проблем. Публичная философия может выступить сегодня в конкретной ситуации как сложное, главным образом, идеологическое построение, которое содержит в себе характеристику основных черт российской цивилизации. Скорее всего, цивилизационное начало в разработке объединительной идеологии является первичным по отношению ко всем другим возможным подходам. И это дает основания говорить о возможности достижения национального согласия в стране. Введение понятия «публичная философия» позволит, по-видимому, дать более ясное понимание сути диалога между профессиональной философией и различными политическими движениями.

Группа сотрудников Института философии РАН, работающая над проектом, предполагает, что результаты проводимого исследования будут опубликованы в коллективной монографии в Институте философии РАН в первой половине 2014 г.

В.Н. Шевченко,
руководитель проекта

[19]


От редакции. Социально-исторические и идейные основы современного российского государства // Философские науки. 2014. № 1. С. 18 – 19.

Editorial. The Socio-Historical and Ideological Foundations of the Contemporary Russian State // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2014. № 1. P. 18 – 19.

 

Полная версия статьи: PDF