• Facebook
  • VKontakte
  • LiveJournal
  • Журнал в социальных сетях:
  • Официальный сайт журнала
logo-rjps-v1-3

Философские науки – 4/2015


  ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУССИОН
  Приглашение к размышлению  
Реплики
МИФОДИЗАЙН КАК ГОРЬКАЯ ПРАВДА ДЛЯ НЕМНОГИХ
И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХОД ВЕЩЕЙ ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ
Андрей УЛЬЯНОВСКИЙ

 

Аннотация
Предлагаемая подборка материалов содержит обсуждение недавно вышедшей книги "Total branding: Мифодизайн постинформационного общества" Григория Тульчинского. Дискуссию ведут философы и рекламисты. Главная тема – социально-философские следствия реализации брендинга как социальной мифологии современного общества.

Ключевые слова: брендинг, мифодизайн, современность, социальные мифы.

Summary
Proposed selection of materials contains a discussion of of a recent book "Total branding: mythodesign for postinformational society" by Grigorii Tulchinskii. The discussion lead philosophers and advertisers. The main theme – the social and philosophical implications of branding as the implementation of social mythology of modern society.

Keywords: branding, modernity, mythodesign, social myths.


Ульяновский А.В. Мифодизайн как горькая правда для немногих и естественный ход вещей для остальных // Философские науки. 2015. № 4. С. 117 – 120.

Ulyanovsky A.V. Mythodesign as a Bitter Truth for the Few and the Natural Course of Things for Others // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2015. № 4. P. 117 – 120.

Полный текст

 

 

Мифодизайн (этот очень удачный термин был введен автором этого материала в 1995 г. – Прим. ред.) как относительно истинная, но глубоко правдивая практика, ориентирован на 700 – 800 социально-гуманитарных русскоговорящих интеллектуалов, на производство долговременно складывающихся, конвенциональных, укорененных в ментальности социально-культурных смыслов, на анализ и выявление зачастую горькой правды массового и сегментного сознания.

Можно исследовать, чем на практике все это оборачивается для просветителя в области мифодизайна и с чем Г.Л. Тульчинский тоже, вероятнее всего, сталкивается постоянно в силу своей независимой гуманитарно-инновационной деятельности. Так, автор этой реплики целый год пытался опубликовать статью по результатам второй волны своего исследования в электронном журнале по медиа «Медиаскоп», включенный в список ВАК. По сути дела, это фактографическая база для разработок в области мифодизайна молодежной политики масштаба всей страны, охваченной сетью «Интернет». На двух международных конференциях эти результаты были весьма позитивно восприняты, но «Медиаскоп» принципиально отвергает их как неприемлемые с точки зрения редакции. Как оказалось, тезисы обсуждаемой нами книги Григория Львовича тоже вносят существенную лепту в теорию и практику мифодизайна в качестве основы отторжения, но сначала – о самом исследовании.

Первая волна исследования, посвященная выявлению реальных образцов и ценностей мифодизайна в брендинге, объемом в 30 а.л., опубликована в 2008 г. в форме энциклопедии «Вымышленные существа эпохи масс-медиа: Россия, 21 век» с грифом учебно-методического совета министерства. Исследование, о котором идет речь, повторенное в 2012 г., как раз сфокусировано на реальных фактах социальной действительности – содержании поверхностных слоев сознания молодой социально-гуманитарной интеллигенции.

Актуальность публикации энциклопедии видится в проявлении стилей жизни участников, тогда еще «только» студенческих участников, Майдана и схожих отечественных социальных групп. Ведь трансграничный англоязычный контент уже лет семь используют для развлечения молодежи постсоветского пространства.

Полученные в ходе рассматриваемого исследования данные как раз призваны описать фактическое содержание сознания в его необычных и тревожных проявлениях даже такой довольно благополучной части молодежи, как молодая социально-гуманитарная интеллигенция университетов. Если в 2006 г. можно было говорить о некоторой изолированности российской молодежи от базовой американской культуры, то в 2012 г. общую молодежную интернациональную ценностную повестку дня стоит считать сформированной.

Можно перечислить некоторые значимые результаты.

За шесть лет, прошедших с момента первой волны, качественно изменился характер источников, поставляющих персонажи, – сериалы (массовые и нишевые, транслируемые телевидением и посредством сети «Интернет») становятся властителями душ молодых людей; влияние полнометражного кино снизилось.

Существенно возросло число «мемов», в частности и интернет- контента в целом.

Образы брендинга и рекламы сжались с 25% в 2006 г. до 6% в 2012 г. Реклама перестает быть существенным фактором формирования интересов, мнений и моделей поведения, ее идеологическое влияние снижается в аудитории молодой социально-гуманитарной интеллигенции.

Меняется отношение молодежи к девиантности – любые поступки, если они могут быть логически обоснованы, признаются нормальными. В 2012 г. у молодой социально-гуманитарной интеллигенции с сумасшествием связываются скорее не формы и результаты поступков, а юридическая невменяемость. Даже зверское, жестокое, серийное убийство, по исследованиям 2012 г., может быть оправдано морально.