• Facebook
  • VKontakte
  • LiveJournal
  • Журнал в социальных сетях:
  • Официальный сайт журнала
logo-rjps-v1-3

Философские науки – 8/2015


  НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
  Рецензии, аннотации, отзывы  
ФИЛОСОФИЯ. Учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. –
М.: Инфра-М / Вузовский учебник, 2014. – 432 с.
Ю.М. ХРУСТАЛЕВ

 


Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник / под ред. проф. А.Н. Чумакова. – М.: Инфра-М / Вузовский учебник, 2014. – 432 с.  // Философские науки. 2015. № 8. С. 155 – 157.

Khrustalev Yu.M. Philosophy. Textbook. Prof. A.N. Chumakov (ed.). Moscow: Infra-M / Vuzovskiy Uchebnik, 2014. – 432 p.  // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2015. № 8. P. 155 – 157.

Полный текст

 

 

Потребность в хорошем философском образовании, но особенно – в культуре философствования как способе восприятия мироздания и понимания общественного развития, сегодня велика как никогда, причем независимо от того, осознается или нет это обществом или отдельным гражданином. В связи с этим заслуживает пристального внимания учебник «Философия», написанный группой ученых специально для подготовки студентов-бакалавров.

Авторы учебника – известные российские ученые, опытные преподаватели философии ведущих российских вузов и НИИ: Финансового университета при Правительстве РФ, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Государственного академического университета гуманитарных наук, Российского университета дружбы народов, Института философии РАН.

Новый учебник обладает качественными особенностями по сравнению с традиционными учебными изданиями. Он отличается уже тем, что в нем учтены рекомендации ФГОС ВПО третьего поколения. Во введении к учебнику справедливо указывается, что «процесс изучения философской дисциплины должен быть нацелен на формирование у студентов как общекультурных, так и профессиональных компетенций». В учебнике изложены основные содержательные темы, которые давно преподаются в рамках философских курсов в большинстве вузов страны. Но в этом учебнике есть и темы, в которых осмысляется материал из ряда других гуманитарных дисциплин, преподаваемых в высших учебных заведениях. Эта особенность важна в связи с модификацией высшего философского образования в соответствии с принципами Болонской конвенции. Кроме того, нельзя не учитывать и все возрастающий интерес самих студентов к философским проблемам культуры, науки, медицины, искусства, права и т.д., испытывающих трудности при индивидуальном осмыслении как научных парадигм, изложенных в разных учебниках, так и их новых философских интерпретаций.

Структура рецензируемого нами издания максимально приближена к новому учебному курсу по философии, рекомендованному ФГОС ВПО. В учебнике описаны цели и задачи новой дисциплины, история философии здесь изложена как система мировоззренческих идей, рассмотрен ряд отдельных проблем философского самопознания, демонстрирующих, как философская методология может быть применена при исследовании специфических областей действительности. Поэтому подготовленное учебное пособие послужит хорошим подспорьем для студентов-бакалавров в их самостоятельном изучении философии и освоении интеллектуально-нравственной проблематики современной культуры. Студентам вузов предлагается добротный материал для знакомства с творчеством мыслителей разных времен и народов, чьи философские идеи сыграли исключительную роль в становлении мировой духовной культуры, в создании мыслительных образцов для познания мира.

Основная часть учебника составлена из довольно крупных тематических модулей. Так, первый из них посвящен раскрытию сущности и предназначения философии в современной жизни и деятельности людей. Во втором модуле излагается сама суть эволюции философской мысли, ретроспектива познания человеком самого себя. Третий модуль посвящен постижению современных философских вопросов через сопряжение общественных идеалов с современной культурой. В четвертом модуле внимание авторов нацелено на новые проблемы в практической философии, связанной с творческой деятельностью людей – специалистов разных направлений и профилей.

Текст учебного издания имеет довольно четкую структуру – начиная с принципов членения частей, глав и рубрик, заканчивая логикой дробления абзацев и даже отдельных предложений. Все части снабжены контрольными вопросами для самостоятельного осмысления студентами главного содержания рассматриваемой темы как философской проблемы. Ключевые фрагменты выделяются в тексте курсивом. Язык изложения материала хотя и академичен по своей сути, но прост и корректен в соблюдении литературных норм и правил современного русского языка. Авторы учебного издания скрупулезны в однозначности употребления философских и научных терминов и понятий во всем тексте. Учебное издание по своему стилю и характеру рассчитано на относительно углубленное изучение студентами-бакалаврами излагаемого материала, как в целом, так и отдельных его частей.

Учебник искусно вводит студентов в важнейшую область духовной культуры, способствует формированию и реализации творческого потенциала личности, развивает критическую способность мышления читателя как будущего специалиста. Подготовленное пособие нацеливает молодых людей на воспитание личной ответственности и гражданской позиции, на постижение актуальных проблем современной техногенно-информационной эпохи. Прежде всего, это относится к проблеме имплицитного и практически не ощутимого разделения языка обыденного сознания и языка философских категорий, которые во многом не совпадают по значению своих терминов, но при этом неосознанно смешиваются в повседневной речи. Студентам необходимо понять, что философский язык нельзя сводить к привычным мыслительным схемам, равно как и философское видение (понимание) неправильно редуцировать до уровня очевидности и так называемого здравого смысла. В этом отношении учебник оказался на высоте современных требований к овладению культурой философского языка.