ФИЛОСОФИЯ И ПОЛИТИКА
  Вопросы государственного строительства  
ПУБЛИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ: МЕЖДУ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ И ИДЕОЛОГИЯМИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
В.Н. ШЕВЧЕНКО

 

Аннотация
В статье раскрывается роль публичной философии в обществе как медиатора, посредствующего звена между академической, профессиональной философией и идеологическими позициями различных политических движений и партий. Подчеркивается рост значимости публичной философии в современной России для достижения общенационального согласия по вопросам государственного устройства, для нахождения вектора дальнейшего развития России.

Ключевые слова: публика, публичная философия, публичное пространство, академическая философия, назначение философии, политические движения, национальное согласие.

Summary
The article shows how the public philosophy plays its part in the society as a mediator between academic philosophy and ideological positions of different political movements and parties. The author emphasizes the importance of public philosophy in modern Russia for the gaining of national consensus concerning the key questions of the state and the trend of development of Russia.

Keywords: public, public philosophy, public space, academic philosophy, ideology, philosophy's purpose, political movements, national consensus.


Шевченко В.Н. Публичная философия: между академической философией и идеологиями политических движений // Философские науки. 2014. № 1. С. 42 – 57.

Shevchenko V.N. The Public Philosophy: Between Academic Philosophy and Partisan Ideologies // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2014. № 1. P. 42 – 57.

 

 

В ходе серии обсуждений темы «Философия в публичном пространстве», состоявшихся в последнее время в Институте философии РАН1, в центре внимания неизменно оказывались вопросы политического характера. Это конечно не случайно и требует пристального рассмотрения. Почему, когда говорят, что академическая (профессиональная) философия плохо представлена в публичном пространстве российского общества, с чем в основном все участники дискуссий были согласны, то, прежде всего, имеется в виду политическая тематика, жизненно значимая для самых различных слоев российского общества? Как в реальной ситуации академическая философия может более активно и целенаправленно включаться в публичную жизнь? А, с другой стороны, кому нужна сегодня академическая философия, кто к ней проявляет интерес, чего в ней ищет публика и почему академическая философия не имеет возможностей удовлетворить запросы тех, кто хотел бы получить от нее глубокие и исчерпывающие ответы на все, как они полагают, острые и болезненные вопросы современности?


Старое и новое в интересе публики к социальным наукам и философии

Публичный интерес к философии проявляется по-разному. Одно из таких проявлений – прагматистско-вопросительное. Общество вправе знать, зачем нужна академическая (профессиональная) философия, почему на нее нужно тратить деньги налогоплательщика. В целом публика всегда испытывала и испытывает постоянное любопытство и интерес к тому, о чем пишут и спорят философы. В недавнем прошлом он в значительной степени удовлетворялся публичными лекциями известных философов, изданием многочисленных популярных книг и брошюр. Высоко ценились и ценятся те авторы, которые умеют рассказывать о профессиональных занятиях философов доступно и занимательно.

В последнее время в ответ на критику со стороны общества философия заметно расширила формы своей активности в обществе. Философы стали искать и находить новые публичные площадки для открытых дискуссий, устраивать пиар-акции, выступать в больших аудиториях и отвечать на вопросы со стороны не всегда доброжелательной публики.

Общество, кажется, привыкло к сугубо прагматистскому использованию понятия философии. Постмодернистская культура особенно преуспела в создании целого ряда микрофилософий. Появились философии обуви, автомобиля, шопинга, еды и многого другого. Дорогая обувь ручной работы от Маноло Бланик, как свидетельствует реклама, есть философия высокого стиля. В последнее время практически к любой профессии, тем более к повседневным социальным практикам, дизайнеры способны придумать красивую философскую виньетку. Мода на философию стала приметой времени. Но самая главная особенность последних десятилетий состоит в том, что претерпевают фундаментальные изменения взаимоотношения между публичной сферой жизни и социально-гуманитарными науками, в том числе и философией.


Новые формы общественной, публичной активности социальных наук: публичная социология, публичная история и публичная политология

В своем выступлении при обсуждении проблем философии в публичном пространстве В.М. Межуев говорил о резком возрастании интереса публики к гуманитарному знанию и в качестве примера привел такое новое явление в общественной мысли как публичная социология. Интересно, что помимо публичной социологии в последние десятилетия появились публичная история, публичная медицина, целый ряд других «публичных» дисциплин, не говоря уже про публичную политику, с появления которой, кажется, и начался этот процесс.

В чем же смысл публичной социологии? Ответ на этот вопрос весьма поучителен для решения поставленной в статье проблемы. Профессор Калифорнийского университета М. Буравой в своей, ставшей широко известной, статье «За публичную социологию», высказался за разделение социологического знания на четыре типа: на академическую, критическую, публичную и прикладную социологию2. В самом общем смысле публичная социология появляется, когда социология вступает в диалог с группами общественности.

Традиционная публичная социология существует давно. Например, когда социологи высказывают свое мнение на страницах влиятельных газет и журналов, комментируют вопросы общественной значимости. Многие работы социологов на актуальные темы вызывают оживленные дискуссии: о характере общества, его болезнях и тенденциях, о разрыве между обещаниями и реальностью. Что касается прикладной социологии, то она служит достижению цели, обозначенной клиентом или заказчиком. Смысл прикладной социологии заключается в решении поставленной перед социологами конкретной задачи или легитимации, в оправдании в глазах общества уже принятых решений. Современная публичная социология, как пишет автор, носит органический характер. Публичная социология взаимодействует с конкретными организациями рабочего движения, правозащитными организациями, религиозными группами, соседскими или другими местными объединениями с целью вывести их деятельность из замкнутой на себя сферы в публичное пространство, сделать их идеи и деятельность видимой. Нужно научиться и быть готовыми взаимодействовать с ними через открытый диалог, свободное и равное участие, когда нет единой нормативной системы ценностей. Другими словами, вести диалог в рамках социологически поставленной проблемы и при помощи социологии. Более того, социолог может создавать активно действующие группы общественности, направленные на решение той или иной социальной проблемы. Так что «коммуникативное действие» Ю. Хабермаса, подчеркивает М. Буравой, не есть нечто задаваемое обществом изначально. Его порой очень сложно организовать и поддерживать. В этих рассуждениях можно усмотреть прямую связь между растущим многообразием деятельности институтов гражданского общества и развитием публичной социологии.