БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
СТРАТЕГИЯ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
  Векторы цивилизационного развития  

 

Предлагаем вниманию читателей статьи, подготовленные на основе докладов, прозвучавших на пленарных и секционных заседаниях Первой всероссийской научной конференции «Глобальное будущее 2045: антропологический кризис. Конвергентные технологии и трансгуманистические проекты», состоявшейся в Белгороде в апреле 2013.
Первая часть материалов опубликована в № 8 за 2013 г.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА, МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ГЛОБАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ
Д.И. ДУБРОВСКИЙ

 

Аннотация
Рассматриваются пути выхода из антропологического кризиса, основания которого связаны с природой человека, такими его свойствами как неуемное потребительство, агрессивность, эгоистическое своеволие, которые характеризуют негативные черты массового сознания. Обсуждаются вопросы о возможности и способах его изменения как условии качественного преобразования социума. В этой связи рассматриваются задачи Общественного движения «Россия 2045».

Ключевые слова: глобальные проблемы, антропологический кризис, природа человека, массовое сознание, антропотехнологические преобразования, формирование нового социального субъекта, трансгуманистическая эволюция, Общественное движение «Россия 2045».

Summary
The article considers some ways out of the anthropological crisis rooted in human nature and such human qualities as insatiable consumerism or egoistic willfulness as negative traits of collective consciousness. The author deliberates on the possibility and means to change collective consciousness, which is crucial to the qualitative transformation of society, and examines the goals of Russia 2045 Social Initiative.

Keywords: global problems, anthropological crisis, human nature, mass consciousness, anthropotechnological transformations, creation of a new social subject, transhuman evolution, Russia 2045 Social Initiative.


Дубровский Д.И. Природа человека, массовое сознание и глобальное будущее // Философские науки. 2013. № 9. С. 5 – 14.

Dubrovsky D.I. Human Nature, Collective Consciousness, and Global Future // Russian Journal of Philosophical Sciences. 2013. № 9. P. 5 – 14.

 

 

Неуклонное углубление экологического кризиса и других глобальных проблем – свидетельство того, что наша потребительская цивилизация идет в тупик. Об этом много говорят и пишут. Но не видно никаких решительных действий. Чтобы изменить гибельную траекторию развития земной цивилизации, надо изменить сознание массового человека. А это равносильно изменению природы человека.

Понятие природы человека выражает комплекс устойчивых свойств социального индивида, которые воспроизводятся во все эпохи и у всех народов, что указывает на их обусловленность нашей биологической организацией. Эти свойства формируются на основе генетических факторов и варьируются под влиянием внешних условий – физических и социальных. Они выражают потребности, влечения, способности, формы поведения и деятельности человека. С точки зрения нравственности, они могут рассматриваться в плане антиномичных качеств – эгоизма и альтруизма, их определенного баланса. Можно согласиться с наиболее распространенной формулировкой, что природа человека биосоциальна, отдавая себе, однако, ясный отчет в ее фундаментальной биологической сущности.

За обозримый период истории природа человека практически не изменилась. Так позволяют думать обширные материалы о жизни народов Древнего Египта и Месопотамии, древнегреческие и древнеримские источники, в которых представлены люди того времени с их интересами, делами, страстями, поступками. Прочтите «Характеры» Теофраста: прошло 2300 лет, но мы видим все те же человеческие типы и те же формы поведения. Множество фактов такого рода мы находим у выдающихся философов, психологов, историков различных эпох и народов. И всюду встречаем потребительскую алчность. Вот для иллюстрации одна небольшая цитата: «Людей охватила такая страсть к наживе, что, по-видимому, они больше находятся под властью своего имущества, чем сами владеют им». Знакомо, не правда ли? Но это не о нашем времени, а о том, что было почти 2000 лет тому назад в Риме1.

История свидетельствует, что проекты улучшения общественного устройства всегда упирались в проблему природы человека. Самым грандиозным из них был проект построения коммунизма в СССР. Он потерпел крах в силу того, что противоречил природе человека, ясно обнаружил «нехватку» альтруизма у массового человека, несостоятельность силовых мер и «коммунистического воспитания» для создания так называемого нового человека.

Главный вопрос в том, как изменить негативные свойства природы человека: неуемное потребительство, агрессивность к себе подобным, чрезмерные эгоистические устремления – в них источник наших глобальных проблем.

Человечество в нарастающем темпе разрушает экосистему Земли, а вместе с ней – физические условия ее существования. Этот процесс становится необратимым. Вот лишь один общеизвестный факт. За 9 месяцев человечество потребляет такой объем ресурсов, которые Земля производит за 12 месяцев, включая не только биоресурсы, но и воду и воздух. И этот разрыв быстро увеличивается, неизбежно порождая все более острую борьбу за ресурсы.

Что будет через 10 лет? Ведь мы не можем вырваться из параноидального круга: еще больше производить, чтобы еще больше потреблять, чтобы еще больше производить, чтобы еще больше потреблять и т.д. Этот параноидальный круг убедительно демонстрирует ситуацию антропологического кризиса: утрату подлинных смыслов жизни и деятельности, упадок духа.

Многочисленные исследования, математические модели убедительно показывают: к середине века наша цивилизация вступит в фазу полифуркации, подойдет к сингулярному рубежу, за которым либо деградация и гибель человечества, антропологическая катастрофа, либо выход на качественно новую ступень социальной самоорганизации2. Каковы пути выхода на этот качественно новый этап? У нас нет однозначного ответа. Скорее всего, есть только два мыслимых варианта: надо либо изменить биологическую природу человека путем реконструкций в его геноме, чтобы таким образом изменить его психику, потребности и способы его жизнедеятельности, либо пойти по пути воплощения разума и личности в небиологической самоорганизующейся системе, т.е. по пути антропотехнологических преобразований, эволюционного трансгуманизма.